О себе и новый взгляд на психологию личности
 

atlas-name

 

О себе и новый взгляд на психологию личности

О себе и новый взгляд на психологию личности
Современная психология даёт множество теорий насчёт устройства личности.

Некоторые скажут, что в человеке есть светлая и тёмная стороны.

Тёмная – это инстинкты, импульсы, которым человек следует, не понимая их, чутьё, интуиция, какие-то знания, которые человек применяет в стрессовых ситуациях, стремление жить для своей пользы.

Светлая представлена разумом, логикой, стремлением к общественному благу, «добру и миру» для всех, тягой к знаниям, пониманию (разобрать мир на кусочки, чтобы посмотреть, как он устроен).

Другой психолог скажет, что есть прошлое, настоящее и будущее.

В прошлом были ситуации, там заложились сценарии жизни и импринты (схемы поведения) – особенно в детстве.

Настоящее – человек хочет одного (семья, карьера, кампания хороших друзей), а получает другое (одиночество, непонимание, проблемы на работе и в личной жизни).

А всё потому, что следует давнишнему сценарию, который сильнее его и не виден его разуму.

Т.е. в детстве он увидел, например, развод родителей, пообещал себе сломаться, благополучно об этом забыл, а подсознание помнит и делает свою работу.

Будущее – человек либо следует своему сценарию и находит себе в старости жалеющего о прожитой жизни.

Тогда он скажет себе: «Я был глуп! Надо было всё делать по-другому! Надо было стремиться к тому-то и тому-то». (Да, отвечу я, надо было, но слишком поздно).

Либо он побеждает свои сценарии и живёт полной жизнью.

Третий скажет, что во всём виноваты ваши убеждения. И будет прав, как и оба предыдущих. Что выбираешь – то и получаешь.

Если ты веришь, что жить на Бали, путешествовать по миру, проводить время вместе с красивой и умной девушкой, зарабатывать по 200 тыс. в месяц – не для тебя – никогда это и не получишь.

Этакий простой подход – поверьте в себя и сможете свернуть горы.

Наконец, мистик вам скажет про карму и прошлые жизни – там набедокурил, здесь расхлёбывай.

Религиозный фанатик будет говорить, что бог даст всё, нужно смириться и ждать.

При этом он выпьет с вами вина в баре и пойдёт в ночной клуб, а если на него кто-нибудь «клюнет» - мы все знаем продолжение…

А потом он пойдёт в свой храм и будет говорить, что грешен…

Он живёт по замкнутому кругу и не видит этого. Пускай живёт дальше.

Что истина, а что нет? Это тот вопрос, на которого ответа нет. Каждый воспринимает мир по-своему и это работает.

Мы все смотрим на один и тот же мир под разными углами – каждый включает телевизор на свой любимый канал. Я предлагаю новый угол (канал).

Эрик Бёрн сказал, что в человеке есть Родитель, Взрослый и Ребёнок, каждый ведёт себя соответственно своей сути.

Родитель учит других, как надо жить, когда сам этого не умеет. Эта часть личности любит опекать, заботиться, но не с пользой, а вредом, несознательно.

Ребёнок играет. Это инфантильное поведение. Он прикалывается над другими, развлекается, эмоционально реагирует, провоцирует, не думает о будущем, никогда.

Взрослый – тот, кто строит планы и свою жизнь. Его поведение серьёзное и логичное. Не следует эмоциям.

Человек, по мнению Бёрна, действует и общается, находясь в одном из трёх состояний своей личности. Если он Родитель – это опека, советы, беспокойство.

Если ребёнок – неусидчивость, конфликт с Родителем (как случай общения с другим человеком, включившем в себе Родителя), вспыльчивость и т. д.

Взрослый же серьёзен, у него есть цели к которым он идёт, он логичен, последователен, разумен. Не особо разговорчив.

В этой теории идеальным считалось взаимодействие между людьми по типу Взрослый-Взрослый. «И тогда люди смогут по настоящему понять друг друга» - как много раз за жизнь человечества звучала эта утопия.

Если бы я оказался с психологом за одним столом, то сказал бы ему: «Эрик, ты ошибаешься, их там больше». Не претендую на истинность.

Добавляю свой кусочек в общую мозаику. Итак, больше… И это уже история про себя, которую обещал в заголовке.

Личность как дом, в котором живут несколько жильцов и один из них – главный.

Если смотреть на свою личность, то там есть Учёный – тот, кому нравится ставить эксперименты.

Следующий - «Человек воли», который любит вызовы. Он глуп, реагирует на любые вызовы. Его легко заставить делать какую-нибудь глупость, «взять на слабо».

Ещё в доме живёт Мудрец. Типа живёт – не выходит из своей комнате, не разговаривает с остальными. Он видел мир, знает прошлое и будущее, достиг просветления.

Его занятие – медитация. Ему не за чем жить, он всё сделал. Открываем следующую комнату и видим Беспокойство.

Часть личности, которая любит переживать по любому поводу, испытывать негатив, склонять других к депрессии.

По соседству живёт Мистик. Мистик обожает карты, азарт, «тайные знания» и прочую лажу.

Взрослая часть личности – это планы, цели, «серьёзные разговоры», тут нет эмоций.

В соседней комнате - Мастер, ремесленник, любитель работать руками, что-то делать.

Он получает огромное удовольствия от результатов своего труда, совершенствуется и изучает новые ремёсла.

Наконец, есть Подросток, который задаётся вопросом «What, If I wanted to fight?», он любит общаться с другими, но общаться как подросток.

Знакомиться с девушками, говорить пошлые шутки, устраивать драки.

Любить, ненавидеть, злиться и действовать под этими импульсами. И кто же там главный? А это Ребёнок.

Бёрн считал, что идеально общаться с людьми из состояния Взрослый.

Эрик, ты ошибся, снова.

В мире, где Взрослый человек редкость – это неэффективно. Ты останешься непонятым и впадёшь в депрессию.

Ребёнок умный.

Он понимает эмоции окружающих и использует, чтобы достичь своих целей. Он играет со всем и всеми.

Но это детская игра. В своём доме он навёл порядок – например, запер Мистика и Беспокойство в подвале.

Если ему надо знать, как действовать – он заваривает кофе, идёт к Мудрецу, выливает на него горячий кофе, чтобы тот вышел из «сумрака» и дал нужную информацию.

Когда нужно что-то сделать и сделать хорошо – он идёт к Мастеру и меняется с ним местами на время.

Тоже самое при необходимости волевого усилия, защиты или постановки целей, разработки планов – он идёт к «Человеку воли», Подростку или Взрослому.

Почему Ребёнок главный? Потому что у него в два раза больше энергии, чем у всех остальных, он видит мир другими глазами – мир прекрасен и полон возможностей.

Ребёнка не испортила жизнь.

Он говорит окружающим «У меня получится» - и выходит так, как он хочет, хотя затея была глупой и опасной.

Его жизнь – это сцена, на которой он показывает всем, как играет.

Как личность взаимодействует с другими личностями?

Если действовать через Ребёнка.

Например, встретиться с друзьями, заметить среди них «Религиозного фанатика» - тогда он с ним спорит и получает удовольствие.

Его не переспорить, потому что есть Мудрец, у которого можно узнать, где и в чём Фанатик ошибается, у Фанатика нет шансов.

Следующий друг включил в себе Беспокойство – Ребёнок пытается помочь, доказать, что мир совсем другой, обычно не получается, но Ребёнку нравится сама попытка.

А ещё ему нравится быть на позитиве и заряжать окружающих.

И он может действовать эффективно – Мудрец и Мастер всегда подскажут.., если не хотят в подвал.

P.S. Насколько может быть разным один и тот же человек? Очень, очень сильно разным.

Мы сочетаем в себе части, которые могут казаться несовместимыми. Из какой части ты действуешь сейчас и насколько это эффективно?

P.P.S. Что делать, если личность разрушена?

Начни строить дом, внутри себя. Залей фундамент и построй подвал.

Запри там Беспокойство, Мистиков, «Религиозных фанатиков», Неудачников, Нытиков и прочую нечисть.

Разрешаю даже не кормить. Первый этаж, второй и так далее. Внимательно выбирай жильцов, которых заселяешь. Правильно назначь управляющего.

Возврат к списку

Оставить комментарии