Психология сказки (истории)
 

atlas-name

 

Психология сказки (истории)

Психология сказки (истории)
Эта история будет про героя, героя сказочного или героя фильма – не особо важно, а интересным здесь будет психология поведения.

Я не возьмусь описать все варианты, а опишу один – часто встречающийся.

Итак, есть Иван-Дурачок или это Человек-паук.

В начале любой истории герой становится тем, кто он есть.

Если это русские сказки, то там присутствует завязка – персонажу дают задание спасти дочку короля, победить дракона, разрушить злые чары или просто «найти то, не знаю, что».

В блокбастере та же самая завязка (берём ту историю, где главный персонаж один и он – мужского пола).

На город нападают пришельцы и именно он должен всех спасти.

Или, корабль тонет, а капитан убит.

А может, в городе началась какая-то мистика и, вместо того, чтобы сидеть дома, наш Геракл решает, что это именно его задача – идти и совершать подвиги.

Это первое, что делает герой – принимает решение действовать и начинает действовать.

И его действия заведут его «далеко в лес» - так течёт обычная сюжетная линия, но, почему она течёт именно так?

Сценарий один, декорации разные.

Что толкает нашего Ивана на подвиги, и, почему и в древних сказках, и в современных фильмах сказители (сценаристы) ведут историю по одной и той же линии?

Мой ответ: Либидо.

Иными словами, наш деревенский парень идёт «за тридевять земель» выручать Василису Прекрасную, что томится в одинокой башне колдуна именно из-за того, что она Прекрасная.

И, не будем обманываться, как делает наш Иван, любви тут нет.

Любил её отец и что он сделал? Остался в замке лить горькие слёзы, взывать к Богам и лелеять надежды.

Возможно, у нашей несчастной уже был «суженный», который, однако, так же остался горевать и ждать.

Вот она, любовь – люди страдают, но не действуют.

А сказочный персонаж не любил и не любит похищенную (можно и разбойниками) девушку. То, что он чувствует – сильнее. Он её хочет, может, не признаваясь себе в этом.

И именно это толкает его на действие – он готов свернуть горы, но спасти любимую желанную.

Да, у него есть условия.

Условия обычно говорят, что по возвращении он получит мешок денег, счастливую жизнь или просто помилование.

А «приз» надо будет отдать.

Королю или влюблённому в неё принцу.

Герой соглашается.

Внутри он думает, что он, как человек честный, именно так и сделает.

Мы же знаем, что причина его согласия в том, чтобы ему доверили совершить подвиг, пройти испытание.

А что будет по возвращении на самом деле – это мы тоже знаем.

У героя будет суперсила, он изменится, мир так же повернётся. Он не будет возвращать девушку – она только его.

Суперсила. В начале пути он получает некий бонус.

«Меч-кладенец» или волшебный клубок.

Серого волка, способного перемещаться сквозь время и пространство.

А, в современных фильмах – это случайное стечение обстоятельств – укус паука, мутация, или супер-гены, облучение.

Способ получения силы не важен, да и сила тоже. Интересен источник силы.

Кто даёт герою силу? Ту, что потом двигает горы. Я назову это «темной стороной».

И, объясню, почему «тёмной». В сказке это могут быть «Жили были дед и бабка» и завалялся у них волшебный клубок, позволяющий достигать любых целей.

Компас Джека Воробья туда же.

А, может, явится добрый колдун и даст «заколдованную кольчугу».

Зачастую это просто совет: «Иди в хижину дровосека-убийцы и отбери у него волшебный топор» - да, утрирую, но элемент встречается.

Дед и Бабка – бесполое начало. Всезнающее и премудрое.

Как и баба-Яга, если она в этой сказке не «злая ведьма», а символ дома, который готов принять путника, накормить, а потом дать волшебное зеркало. Тиадальму из «Пиратов» туда же.

Всезнающее, премудрое, тёмное, способное на удивительные вещи, например, снять проклятье с путника, напоить «мёртвой» и «живой» водой. – Убить путника, а потом воскресить, чтобы у того изменилось восприятие, и он мог видеть будущее, например.

И как назовёт это психолог? Подсознание.

Сегодня его именуют так.

А в фильме это может быть уже не человек, а ситуация, случайность, стечение обстоятельств.

То нечто, что даёт герою силу действовать, преимущество перед «бандитами», шанс убить дракона.

Подсознание – сила, что внутри.

Что делает подсознание? «Дед и бабка», чародей, Баба-Яга, голос домового… с нашим Иваном-Дурачком?

Если мы скажем, что даёт свехсилу – то обманемся и очень сильно.

Потому что особой силы нет ни в зеркале, ни в сапогах-скороходах, ни в компасе… В этих вещах нет силы вообще.

А где она есть? У нашего героя.

Иными словами, это самообман. Подсознание обманывает сознание, говоря тому: «Ты можешь гораздо больше». Это хитрость, уловка.

И она необходима, после неё обычный топор в руках персонажа уже валит столетние дубы с легкостью ножа, проходящего сквозь масло.

А, обычный булатный меч (легированная сталь, назовём вещи своими именами) способен убить дракона.

Итак, получив поддержку, а на самом деле – только уверенность в себе, своих силах, герой покидает привычный мир и отправляется в «антимир» – это может быть «Лес дремучий» или даже «Ад».

Но огонь внутри горит и компас (клубок) указывает направление к объекту желания.

Поэтому, всё, что встречается здесь – герой побеждает и делает это просто.

Он может потерять одну силу и приобрести другую, поговорить с подсознанием ещё несколько раз – в виде мудрых старцев, встречающихся на пути или голоса из зеркала.

Он идёт по дорогам, побеждает чудовищ или разбойников, смотрит на «путеводные знаки» - разговоры с людьми, камни у дороги, «послания богов» и наконец доходит до главного испытания.

Башня дракона, злой колдун – не важно. Важно, что силы неравны и перекос очень сильный.

Герой побеждает. И это назовут чудом. А я назову отсутствием страха и волей к жизни.

Возвращение из «антимира» в мир.

Героя встречают, возможно его достижение пытаются забрать. Но, ни тут-то было. Герой изменился.

И, если уходил Иванушка-Дурачок, то дурачка он сделать из себя больше не даст.

Женщина его и только его – он из-за неё прошёл ТАКИЕ испытания.

С ним либо соглашаются и уступают, либо вступают в конфликт, проигрывают и уступают.

Вот и сказке конец… А что в конце – свадьба, герой получил желаемое, быт, семья, дети. Да жили они долго и счастливо – а это обман.

Будем надеяться, что Ивану повезло и Василиса оказалась не только Прекрасной, но и Премудрой.

Иначе – это обычная история – хорошего мужика, главный приз в своей жизни, она получила, можно не следить за собой – тут Прекрасное быстро испаряется… но это уже совсем другая сказка

P.S. Я сказал, что героя толкает либидо. А сейчас чуть-чуть объясню.

Желание жить, желание настолько сильное, что умереть за правое дело не страшно.

Воля. Воля к жизни и воля пройти самые тяжелые испытания – и стать в них только крепче.

А раз есть воля к жизни, то жизнь должна быть чистой.

Чистой от нечисти – вот почему герой идёт против неё. Его либидо даёт ему моральную чистоту, силу действовать и право на лучшую женщину.

P.P.S. Посмотри на современных героев – предпринимателей, политиков, спортсменов, творцов своей жизни.

Тех, кого ты уважаешь и на кого стремишься быть похожим. Первое, что ты заметишь при ближайшем рассмотрении – высокий уровень тестостерона, очень высокий.

Возврат к списку

Оставить комментарии